Лидеры Возрождения (Ростов-на-Дону): ДНР + ЛНР
Несмотря на то, что смонтированное видео, это всего лишь четверть моего выступления, но монтажеры сработали очень хорошо. В целом данный краткий видеоролик передает главные смыслы моего выступления.
А говорили мы об очень важных вещах. О модернизации сознания управленцев России, для чего это нужно и каких результатов по итогу при этом можно достичь.
Очень рекомендую к просмотру.
Как сделать правильный выбор?
Все люди, которые идут во власть, чем-то мотивированы. Обычно это три вещи: деньги, честолюбие и желание что-то изменить. С возрастом мотивация человека изменяется. Например, для меня до 30, наверно, лет деньги значили намного больше, чем сейчас. Я общался с человеком, который пришел, чтобы вложить какую-то сумму своих денег в какой-то полезный для страны проект. Так получилось, что ему было 60+, а денег у него очень много — несколько сот миллионов долларов. Он в 90-х их сколотил, как вы понимаете, не совсем праведным путем. И он, понимая, что сделал не самый лучший выбор в свое время в своих мотивациях, решил как-то исправить эту позицию. И сразу было видно, что он смотрит на таких, как я, с завистью, понимая, что у нас еще все впереди, мы еще можем сделать выбор, который может нас привести к нужной цели. И очень хотелось бы, чтобы по результату сегодняшнего разговора я хоть кому-то помог сделать правильный выбор. По крайней мере, моя мотивация на сегодняшний день именно такова.
Как организовать свою работу?
Для нормального управленца нужно организовать работу себя и работу своей команды. На протяжении лет 20 я выстраивал систему, сначала неосознанно, потом она постепенно осознавалась в голове и становилась более структурированной, отшлифовывалась гораздо быстрее. [Рисует] Вот голова человека и вот его мозг. Нужно сделать так, чтобы весь мир был выстроен системно в твоем мозгу.
Что имеется в виду? Попадает в него информация. Мы анализируем. Обычно на предмет “правда – ложь”, и “какой вывод я могу из этого сделать”. Самой важной является та информация, которую я определяю как: “Не понял? Что-то новенькое!” Или: “Как так? Человек не мог такое сказать!” И я начинаю разбираться.
Самое важное для человека — это научиться управлять своим мозгом. Это постоянное образование, это постоянный поиск. И нельзя сказать: “Я все знаю, я теперь гений, я буду сам всем рассказывать”. Я каждый день чему-то учусь, и я знаю, что я буду учиться всю оставшуюся жизнь.
Таким образом, мы достигаем двух вещей: уменьшаем количество ошибок, которые мы допускаем, и увеличиваем скорость принятия правильных решений. Важнейшая задача — самоорганизация любого руководителя. Все остальное уже вторично.
Как организовать работу со своими помощниками?
Заместитель – это человек, который тебя за-мещает. В том числе и в принятии решений. Самая важная проблема, которую я за последние годы увидел внутри российского чиновничества, – это боязнь принятия решений. Корень проблемы состоит в том, что на протяжении двадцати с лишним лет, начиная со школы, в головы жителей Крыма, России вбивали, что есть вещи, которые переступать нельзя, “я начальник – ты дурак”, “не высовывайся – голову снесет”, и так далее. И это буквально укореняется в головах.
Очень мало людей способны переступить через себя. И в первую очередь они достигают успеха.
У меня в команде был потрясающий человек, которого я видел заместителем одного из своих проектов. Можно сказать, своеобразный гений. Но. Как только он принимал верное решение, он бежал или звонил мне и спрашивал: “Можно мне это делать или нет?” Я ему говорил: “В конце концов, прими ты свое решение!” Я его толкал к принятию решения. Я любого своего заместителя всегда толкаю через этот барьер, потому что если человек не переступит через него, постоянно пытается с тобой коммуницировать, он отнимает твое время.
Еще одна проблема: если эта голова исчезает, вся система рушится. Если человек научился сам принимать решения без обратной связи, то все эти системы дальше работают автономно.
Если вы хотите стать нормальным руководителем, кроме того что вы научитесь себя самоорганизовывать, вы еще должны научиться и самоорганизовывать своих помощников. Как я сейчас передаю вам свои знания, так и вы потом будете передавать свои знания помощникам, заместителям. И поэтому вы тоже будете со временем эти им вбивать, рассказывать. Какой бы гений ни был у вас заместителем, если он постоянно пытается у вас что-то спросить, он будет вам отличным помощником, но не заместителем. Вы не можете ему поручить серьезный проект, потому что он не автономен, он зависим от вас, а это неправильно.
Какие бывают системы управления?
Они бывают жесткие и гибкие. Жесткая система: человек очень сильно ограничен в рамках. Обычно это бывает в вооруженных силах. Например, система государственного управления по принятию стратегических решений должна быть жесткой. Система принятия решений, например, об ответном ядерном ударе должна быть самой жесткой, никакой гибкости там быть не может. Иначе она будет просто неэффективной.
Зачастую в государственном управлении чисто гибкие системы работают плохо. Только тогда, когда нужно максимально быстро, в экстремальной ситуации принять решение (чрезвычайная ситуация и т. д.) — там может работать только гибкая система. Чем более статична система, тем более допустима система более жесткого уровня. Нельзя ее законсервировать, и она будет для всех случаев жизни. Не бывает такого. Для этих условий она работает идеально, а изменились условия — ее нужно поднастроить, как любой механизм. Настройка идет под реальную ситуацию. Например, многоскоростной велосипед. Вы под гору едете — вы переключили скорость. Это самый простой пример, как это должно работать. Ту же самую систему — велосипед, которая может быть очень жесткой и очень гибкой, вы в зависимости от ситуации перенастраиваете. И только так оно должно нормально работать.
Какие бывают уровни системы управления?
Где-то в 20-х годах XIX века в Пруссии была выдумана гениальная система образования, которая впоследствии нам стала известна как “русская система образования”, “советская система образования”. Сейчас она уже “китайская система образования”. Это новая система, которая поставила уровень образования и науки на принципиально новый уровень.
Что сделали немцы? Кроме того, что систематизировали все науки, они еще сделали образование всеобщим и получили фундаментальный мощнейший прорыв в образовании. Дальше наука настолько быстро начала развивать страну, что страна из какого-то захолустья Европы стала страной, которая через несколько десятков лет бросила вызов ведущим странам мира в вопросе гегемонии и два раза попыталась завоевать [мир].
Как это выглядит на математической модели? Первая система уровня. Я называю ее “слепой котенок”. У него глазки закрыты. У него появляется стимул — пинок под зад. И он побежал. Дошел до какого-то места. Если это та цель, к которой он шел неосознанно, получается Ломоносов. Если цель была в другом месте, Ломоносов не получится: “издержки истории”, “ошибочная ветвь”, “не вписался в рыночек”. Какова вероятность того, что он попадет в цель, исходя из того, что он ничего не видит? Если вы дали пинок в правильном направлении — попадет, в неправильном — нет. То есть движение вперед есть, но очень незначительное. Это первый уровень.
На втором уровне у него глаза открыты. Это то, что дала прусская система образования. Большинство детей образовывались и могли реализовать себя как ученые. Он, получив пинок, уже идет к цели. Таким образом, мы получаем систему, которая в разы, даже на порядок чаще приводит к вот этому [Ломоносов на схеме] результату.
Я работаю в системе третьего уровня. Если мы внимательно посмотрим, что такое первый уровень, его математическая модель — вектор: отправная точка — движение к координате X. Второй уровень — плоскость. Тот же человек, и он может двигаться по плоскости куда угодно. Степень движения увеличилась на порядок. Соответственно, третий уровень — это объем: появляется координата Z. Человек с исходной точки поднимается над горизонтом. Мы видим намного дальше. И если мы увидели цель, то мы к ней придем на порядок чаще, чем если мы находимся внизу. Соответственно, с гораздо большей вероятностью мы придем к искомому результату.
К чему я пришел на своем опыте, когда соединил эту схему с мотивацией? Если мы видим цель, то, понимая, как работает мотивация среди людей, мы выстраиваем алгоритм движения так, что мы понимаем: если у нас ничего нет, мы найдем людей. А здесь будут ресурсы, в том числе и деньги. В чем выигрыш этой системы? Он двоякий.
Во-первых, как работает стандартная система, по которой в том числе работает основная масса чиновничества во всем мире, в том числе в Российской Федерации? У человека возникла идея. Он выстроил алгоритм достижения этой идеи и идет, например, получать грант. Либо к спонсору. Либо к инвестору. И он ищет людей, которые будут это выполнять.
В чем проблема, когда все точки идут от нуля [на плоскости]? Мы ищем людей на деньги. А без денег мы не набираем коллектив. По опыту: 70-80% людей приходят не реализовывать твою идею, а освоить бюджет. Остальные 20-30% в той или иной степени успешности борются не только за идею и ее реализацию, но и с теми 70-80-ю, которые, по большому счету, им мешают этой цели достигнуть.
Эффективность системы третьего уровня на порядок выше.
Как перейти на новый уровень?
Что дает человеку переход со второго уровня миропонимания на третий? Резкое изменение его мировоззрения. Вы представляете ситуацию: семейная пара. Они могут быть на разном уровне, но они так прижились, они как одно целое, как веревочкой связаны. Им так комфортно. И вот одно из звеньев, неважно какое, резко попадает сюда [на третий уровень]. Цепочка неизбежно рвется.
Но если ты обучаешься этому в подростковом возрасте, этого разрыва нет. И таким образом мы получаем устойчивую систему с кучей таких людей. Две-три тысячи таких людей могут преобразовать нашу страну так, что мы рванем, что устанут пыль глотать за нашими ногами. Это то, что дает система третьего уровня.