Прошлое, настоящее и будущее: чему нас учит история. Лекция Юрия Подоляки 11 ноября в Волгограде
Большинство из вас здесь собрались, я надеюсь, конечно, с одной целью: попытаться реализовать себя на ниве информационной войны, добиться успеха. И я надеюсь, что какая-то часть вас тоже хочет еще и принести пользу Родине.
На самом деле это далеко не синонимы. По опыту общения с людьми нашей профессии скажу так: порядка 70-80% людей все-таки хотят добиться успеха. И если получится, принести пользу Родине, это как добавочный бонус. Это заряженных на патриотизм. Мы сейчас не говорим о журналистах вообще — там процентов 90+ таких. А остальные в первую очередь хотят принести пользу Родине, и, конечно, неплохо было бы при этом добиться успеха.
Добьются успеха “не только лишь все”, как говорит мэр Киева Виталий Кличко. И это тоже должны понимать все. Но постараемся сделать так, чтобы значимая часть из вас чего-то могла добиться. Поэтому я попытаюсь поделиться своим опытом, как я это делаю, историю, можно сказать, своего успеха.
Первый вопрос, который мне обычно задают: “Как вам удается быстро маневрировать в информационном поле?” Блог я веду сам, у меня помощников нет. Это результат где-то 20 с лишним лет работы. Сначала это была неосознанная работа, а потом, когда я начал анализировать, почему так получилось, почему я стал известным блогером, а кто-то — нет, я понял, в чем суть успеха.
Для начала: что люди ценят. Люди ценят искренность. Ни в коем случае нельзя им врать. Многие люди считают, что можно соврать, ничего страшного. В принципе, да, ничего страшного, только есть одна проблема: вранье контролировать нельзя. Вы никогда в жизни не запомните все то вранье, которое вы сказали, обязательно проколетесь. И это будет причиной вашего падения. Поэтому для того, чтобы никогда не попадать в глупые истории типа “Вы нас обманули!”, просто никогда не лгите. Не хотите чего-то говорить — лучше не скажите. Это важный момент, никогда этого не забывайте.
Второй момент: никогда нельзя пренебрежительно относиться к аудитории. Я знаю одного великого украинского политика, не буду называть фамилию: на него смотришь — а он презирает людей. Просто видно во взгляде презрение. Но, естественно, он никогда ничего не мог добиться. Все проекты, которые он начинал, похоронились. А причина одна: он презирал людей. И если ваша аудитория будет понимать, что вы свысока к ней относитесь, скорее всего, вас успех не ждет, потому что люди вам просто не будут верить. А вера – это самое важное. Мы сейчас говорим именно о политической журналистике.
Среди нашей братии есть такое понятие, как подписота. Я это слово не перевариваю. Я говорю: “Вы понимаете, что вы таким образом презрительно отзываетесь о тех людях, которые вас читают?” Не знаю, кто его придумал, но это идиот. “Подписчики”, “аудитория” и т. д. Ни в коем случае не употребляйте таких вещей. Вы такие же, как и они. Просто у вас что-то лучше получается. Вы должны быть для них примером для подражания, а не объектом тихой ненависти и зависти.
И еще очень важно людям дать что-то, чтобы они вас слушали. Что-то полезное, информацию, которую другие не дают, или в том виде, в котором другие не дают. Соответственно, вы должны знать, о чем вы говорите. Не просто на любую тему готов говорить, лишь бы деньги заплатили. Это глупо. Для начала нужно все-таки научиться чему-то самому, чтобы потом это передавать другим. А вот это длительный путь, который довольно долгий, скучный. Вообще сейчас война на информационном фронте – это очень тяжелая рутинная ежедневная работа. Ничего там интересного обычно нет. И можно сказать, в определенной степени это шизофрения. И все, кто чего-то добился, немножко ненормальные. Но знать нужно.
Как я, например, выстраивал свою систему в течение 20 лет. Любой из вас, получив информацию, сам лично, исходя из своего опыта или предпочтений и опыта определяет: она правдивая или ложная. Мозг все равно определяет, доверяю я этой информации или нет, как в игре “верю – не верю”.
Если я информации верю, я ее обычно не анализирую, то есть я ее пропускаю дальше.
Если нет — начинаю анализировать, почему я ей не верю. Тут два варианта: либо она действительно ложная, либо мое представление о мире ложно.
Если я не доверяю, но это правда, значит, в моем мозгу что-то настроено не так, я неправильно понимаю мир. И вот тогда я начинаю, уже разобравшись в ситуации, его поднастраивать. То есть таким образом я исправляю ошибку своего мозга, своего восприятия, своего понимания мира. И таким образом на будущее делаю его более совершенным для фильтрации этой информации.
А если это ложь, я убеждаюсь, что настройка у меня правильная, слава богу, все хорошо и т. д.
Всегда анализируйте именно эту информацию. Не тратьте время на то, чтобы анализировать информацию, которую вы считаете правдой.
Почему? Что это дает? Со временем, если вы будете заниматься таким способом со своим мозгом, вы добьетесь следующего: 95-99% информации будет идти вот сюда [на схеме – развилка в сторону “Верю” ]. Вам не нужно будет тратить кучу свободного времени для того, чтобы каждый раз убеждаться в том, что вы правы, заниматься, так сказать, самолюбованием. А это отнимает огромное количество времени и не дает заниматься реальными вещами. И таким образом вы с течением лет (а человек учится всю жизнь) добиваетесь того, что можете перерабатывать такое количество информации, которое обычный человек переработать просто не в состоянии. И самое главное — выдавать ее оптимально правдиво.
А с учетом того, что вы за эти годы в ней разберетесь как никто другой, вы сможете подавать ее интересно и, соответственно, становиться интересным аудитории.
Собственно говоря, я прошел по этому пути. И в принципе могу рекомендовать его вам.
Для чего это важно. Первое я уже объяснил: чтобы самим было удобно работать. Но важен же результат. Не свой внутренний, а внешний: что вы донесете. Хотя скажу вам честно: всех, кто добьется какого-то успеха, обязательно захотят купить, без вариантов. И уже будет зависеть от вас, за какую сумму вы продадитесь либо не продадитесь вообще. И та сумма, за которую вы продадитесь, — это ваша цена. Истинная, реальная цена, выраженная в денежных знаках. Хорошо это или плохо, решать по итогу вам.
На самом деле, кто успешен, кто — нет, определяет не жизнь, а конец жизни. Хорошую историю описал Геродот в своих исторических трудах о царе Крёзе. Кто не читал, рекомендую.
Но если вы решили посвятить свою жизнь чему-то более высокому, чем деньги, то вы можете добиться значимых успехов.
Почему я вообще считаю, что самое важное — это воспитание человека, его целеполагания в детском возрасте. И из следующего описания вы поймете, каким образом, например, разрушили нашу страну, по какой формуле.
Человек родился. Ноль. Перед ним все дороги открыты. Он ничего не знает, ничего не умеет, багаж у него нулевой. Первым делом он приобретает навыки, для того чтобы жить — ползать, ходить, в туалет ходить, кушать. Первый навык — дышать, в первые секунды жизни. То есть у него базы нет, ничего нет, есть стремление получить навыки. Кто раньше, кто позднее, кто никогда — эти навыки все-таки получают. Подавляющее большинство людей их получает и переходит на следующую ступень.
Он на нее зашел. И теперь для него навыки стали уже инструментом. Не целью. Он их получил.
И жизнь перед ним ставит следующую задачу: идти в школу. А школа в конечном итоге через профобразование подразумевает получение профессии. То есть эти навыки он использует для достижения следующей цели: получить профессию (я всегда говорю, что я схему упрощаю, я основные ступени только пишу). Кто успешно, кто не успешно, но в каком-то виде все равно все достигают этого, то есть в каком-то виде профессию они получают.
И уже на этой ступеньке эти навыки профессии становятся инструментом. И это используется для достижения следующей цели. Обычно это в том или ином виде материальное благосостояние. Условно напишем: деньги (хотя это далеко не всегда деньги, но обычно да). Ничего зазорного в этом на самом деле нет — чтобы на какой-то стадии решить эти проблемы.
Проблема состоит в другом. Если для вас деньги являются конечной целью, вы выше не пойдете никогда в жизни. К этому мы еще вернемся. Но здесь уже значительная часть людей тоже добивается успеха и для них это все становится уже инструментом. Используют они это для достижения следующей цели или нет — это уже зависит от воспитания, которое дали в младенческом возрасте.
Обычно следующая ступень — это в том или ином виде власть. Это не обязательно власть в стране. Это может быть власть в корпорации, власть над умами людей и так далее. Напишем: “влияние”, хотя подразумеваем “власть”. Это становится целью. А все, что у вас есть, является инструментом.
Но это не последняя из значимых ступеней. Есть еще одна цель. Например, Владимир Владимирович, естественно, свою власть использует не для себя, а для достижения более высокой цели — изменения общества, изменения мира.
И вот тут самый важный момент. Как вы измените мир, зависит от того, как вас воспитали в детстве. И самое важное: будете ли вы вообще стремиться к изменению мира, тоже зависит от того, внушили вам необходимость этого или вам достаточно айфона и дебильных игр, которыми вы будете заниматься всю оставшуюся жизнь. При этом, получив навыки, вы добьетесь получения какой-то профессии, возможно, даже какого-то благосостояния, но дальнейший смысл вашего существования потеряется.
Чем интересна эта схема: она позволяет понимать, как устроен современный мир, и как, например, ту или иную страну или общество можно опустить ниже либо поднять выше.
Например, как уничтожили Советский Союз. Нам (обществу) через информационные технологии внушили, что деньги — это высшее достижение, выше денег ничего нет. Вот достиг денег — и все, ты счастлив, выше идти нельзя и нет смысла. Соответственно, нас сразу отсекли от принятия решений и трансформации мира. То есть не мы занимаемся трансформацией мира, не мы занимаемся принятием в нем решений. За нас это решают. И, естественно, не в наших интересах. Для этого достаточно просто убедить общество, что деньги — это высшее счастье. Всё. Дальше не надо идти.
А есть еще хуже. Украину, например, сейчас опустили на следующий уровень: типа деньги вам уже не светят, вы же в такой стране живете. Хотя бы профессию получите, а там — на запад и ищите свое счастье.
А бывает еще хуже. Это уже каменный век.
Таким образом, общество, ставя перед собой те или иные цели, может либо развиваться, либо нет. И вы, как люди, которые, как предполагается, будете формировать цели общества, должны это отлично понимать.
И опять же вы должны понимать, если вы ставите перед собой цель: деньги. Я знаю огромное количество моих коллег, у которых главная задача — получить грант. Всё, это самая важная цель. То есть “я здесь нахожусь, чтобы получить грант и стать счастливым человеком”. Я вам гарантирую, что ничего в своей жизни, кроме получения грантов, выше он никогда не достигнет. Потому что у него даже в голове не стоит, что можно делать что-то другое. Эти люди будут не просто бесполезны для общества — они будут вредны для общества. Почему? Я это объясню на следующей картинке.
Запомните эту схему. Она определяющая для любого общества. Соответственно, самое важное, чем вы должны заниматься, как это ни смешно [звучит], — это воспитание детей. Своих, чужих и т. д. Объяснение им, к чему надо стремиться, что является главным в жизни и, соответственно, как дальше жить.
Теперь объясним, почему люди, которые бегут за грантами, принципиально неспособны ничего добиться и решить. Причем это уже доказано эмпирическим путем. У меня часто бывают споры с нашими знаменитыми грантоедами, которые, по моему сугубо личному мнению, для страны ничего полезного не принесли, а только освоили огромное количество бюджета.
Для того чтобы это понять, надо понять вообще, как развивалось общество с точки зрения приобретения знаний. Все это можно разбить на три эпохи. Первая эпоха закончилась где-то в начале XIX века. До этого знания наше общество получало чисто случайным образом.
Так уж получилось, что я когда-то изучал математические задачи для школьников XV-XVI века — китайские, индийские, иранские, арабские, европейские, русские. И оказалось, что одна и та же задача в каждой стране задается так, что в подавляющем большинстве случаев ребёнок даже не поймет, что это одна задача. Настолько по-разному разошлись научные знания мира. Они не были объединены в единое целое. Соответственно, полный пакет знаний не получал никто. Родившись случайно, какой-то гений немножко мог двигать это вперед. А гениев рождалось немного, потому что к образованию доступ имел очень ограниченный круг лиц — обычно высшее сословие или случайные самоучки, как, например, Михаил Васильевич Ломоносов, которые и двигали всё вперед. Соответственно, знания получали, как я сказал, очень медленно.
Я называю эту схему “слепой котенок”. Опять же мы переходим к моим любимым математическим моделям. Просто они наглядные.
Вот стоит наш, условно назовем, ученый. Любой человек. Он не знает ничего или знает настолько мало, что вообще не понимает, как мир устроен. У него глаза закрыты, можно так представить.
Он получает стимул. Обычно это пинок под зад. Тоже стимул же, да? Чтобы не упасть, он просто передвигает ногами. Он не знает, что слева, что справа, где его цель. Он просто перебирает ногами, чтобы не упасть. И рано или поздно остановится в какой-нибудь точке. И если чисто случайно эта точка окажется на данном векторе, значит, он будет Ломоносовым. Не окажется — будет обычным человеком, которых 99 целых и дальше множество девяток после запятой процентов населения, которое было до начала XIX века.
И все это потому, что система образования была несовершенная и не всеобщая.
Что случилось в XIX веке? Появилась так называемая прусская система образования. Создание единой системы знаний началось еще в XVIII веке и закончилось в XIX, то есть это процесс не одномоментный. Тем не менее именно они немцы первые применили все это для развития страны, создав общественные школы. И уже объединенные, а не разрозненные знания о мире они начали преподавать всем жителям страны. Эффективность, а значит, вероятность появления условных Ломоносовых в Германии выросла кратно, и даже больше, чем кратно.
Таким образом, Германия в начале XIX века была разрозненной отсталой страной, а через 30-40 лет она начала претендовать на мировое господство. Вот что дает переход с одной системы миропонимания на другой. Это резкий качественный скачок развития страны.
Как вы уже поняли, здесь вводится следующая координата [Y]. Человек, благодаря тому, что он начинает получать системные знания, и этих знаний становится больше, открывает глаза. И получив ровно тот же пинок под зад, он имеет свободу движения в рамках плоскости [XY]. И он может двигаться по этой плоскости. Вероятность того, что он дойдет в нужную точку, которая толкнет мир вперед, вырастает кратно. Сначала это отображается в виде бешеного роста значимости страны, где это применено, а потом и всего мира в целом. Взрывной рост технологичности наблюдался в XIX – начале XX века. Это все благодаря тому, что все основные страны мира, в том числе и Россия, перешли на прусскую систему образования. У нас ее называют русской, хотя она прусская. Потом она стала советской, в Китае ее тоже советской называют. Но у них всех одни корни. Соответственно, резкий скачок работ.
Но это не последняя стадия, не последняя возможность, которую дает переход на новую систему образования и миропонимания. Есть еще объемное мышление, когда человек понимает суть происходящих событий. В принципе я постепенно за 20 лет подстраивания системы вышел на следующий уровень — наша любимая буква Z [трехмерная система координат – Прим. ред.]. То есть мы поднимаемся над горизонтом, постепенно повышая свой уровень настройки. В любом случае он у вас какой-то есть. И чем выше вы подстроите эту систему в своей голове, тем выше вы поднимаетесь над горизонтом. Соответственно, вы видите дальше, чем другой человек. Это позволяет вам уже с большей долей вероятности определить ту цель, к которой вы придете, потому что вы видите за горизонт. И результативность и эффективность вашей работы растет также кратно. Это уже было доказано эмпирическим путем за последние несколько лет, когда в том числе руководство Администрации Президента задает мне один очень умный вопрос: “Юра, как это у тебя получается? Денег не берешь, а результат даешь”. Я обычно рассказываю это примерно так (с использованием этой схемы – Прим. ред.)
Что это дает? В теории я еще не разработал. но эмпирическим путем было вычислено: когда вы поднимаетесь на более высокий уровень и видите цель [внизу] в поле вашего зрения, вы уже гарантированно начинаете идти к ней.
Это дает два очень важных преимущества перед теми, кто находится внизу. Вы начинаете идти к цели сразу, как только ее обнаружили, как ракета, когда ее головка самонаведения увидела цель. И вы на траектории этого движения уже знаете, что вот здесь у вас будут люди, которые помогут вам реализовать вашу цель (вы знаете, где их найти, вы их тоже видите), а вот здесь будут ресурсы.
Как обычно сейчас работает система? Кто-то с ней сталкивался, кто-то — еще нет, но столкнется обязательно. К вам пришла хорошая идея. Вы начинаете искать, кто вам поможет ее реализовать. Для любой идеи всегда нужны две вещи: люди и средства. Первым делом вы идете кто за грантом, кто за спонсором и т. д. и убеждаете его: я такой гениальный человек, вот моя идея, дайте денег — я ее реализую. Вот пока вы все это согласовываете, вот этот человек (который видит цель с высоты – Прим. ред.) уже идет вперед, к вот этим людям. Он знает, где они находятся, и он там найдет единомышленников. А этот [внизу] еще стоит, ждет. Ему могут поверить. Могут не поверить. Может быть, действительно идея классная, гениальная, но человек, который принимает решение, считает, что нет. И гениальная идея будут просто похоронена.
Но, допустим, он вам поверил. Выдал средства. Вы начинаете искать людей. Почему очень важно сначала люди, а потом средства, а не наоборот?
Есть хороший, советский еще, мультик 80-х годов “Остров сокровищ”. Там сквайр Трелони говорит: “Как только все узнали, что мы едем за сокровищами, все дружно кинулись нам помогать”.
То есть как только узнают, что у вас есть бюджет, находится куча людей, которые говорят: “У меня есть шикарные способы решения вашей проблемы”. А в 70-80% случаев это человек, который просто хочет откусить кусочек ваших средств. Это тоже уже вычислено эмпирическим путем.
И в чем проблема этого всего? В том, что этих 70-80% людей не интересует конечная цель, ваша цель. Их интересует, как красиво, классно распилить грант, бюджет и т. д. А толкают его 20-30% человек, которые, кроме того, что занимаются решением задачи за всех 100% человек, еще и пытаются вот эти гири, которые откусывают деньги, тащить на себе.
Соответственно, результативность такой работы довольно низкая. Она есть, но она низкая.
Когда вы находите сначала людей, а потом ресурсы, и 100% людей заточены на достижение вашей задачи, задача решается на порядок лучше.
Я в таких случаях всегда привожу пример Russia Today. Это уже доказано не мной, а независимыми экспертами, которые делали срез.
У меня есть один проект — InfoDefense. Я его создал полтора года назад. Задача — донесение до жителей, в первую очередь, западного мира правды о том, что происходит в мире. Эффективность этого проекта и монстра Russia Today примерно соизмеримы.
Кто знает, какой бюджет у Russia Today? 32 миллиарда рублей в год. Мой InfoDefense никогда из российского бюджета не брал ни рубля и не будет брать. Результативность одинаковая.
Вот в чем отличие [показывает на схеме человечков внизу и наверху], чтобы вы понимали.
То есть зачем надо подстраивать мозг и, соответственно, что это дает? Сразу скажу, это очень трудная работа. Я просто делюсь своим опытом. Далеко не каждый готов это делать. Гораздо проще сейчас нахвататься чего-то достаточного для того, чтобы схватить грант, освоить его, купить себе новый айфон, показать своим знакомым: “Посмотрите, какой я крутой! Я весь в шоколаде, я достиг своего успеха”.
Это говорит о том, что эта табличка [первая схема] правильная. Просто вы находитесь немножко не там, где думаете.
Выбор каждому придется делать самому. Рано или поздно он у вас обязательно будет.
Хотел еще пару слов сказать о том, что мне часто пишут: “Вы уже такой знаменитый, а я такой маленький”. Так я тоже был маленьким. Все мы начинаем с того, что мы маленькие.
Кто не знает, я еще в 2004 году был комендантом сумского Майдана — первого украинского Майдана. Я его сам в Сумах создавал. Я тоже маленький человек, создал его очень просто: когда лично мной (никто мне ничего не говорил) было принято решение его делать, я пришел на центральную сумскую площадь, нашел взглядом еще четырех человек, которые, видно, не зря там тусили — две девчонки, мужчина предпенсионного возраста и женщина лет 40 с копейками. Мне было тогда 29 лет. И говорю: “Давайте собирать людей”. Девчонки вырвали лист из тетрадки и написали: “Сегодня в 17:00 будет митинг”.
Собралось 4 тысячи человек.
Я к чему этот пример привожу. Любой из вас, если пошевелит мозгами, может найти способ решения абсолютно любой проблемы. Она, конечно, не сразу явная, может быть, не видна. Тем не менее, чем больше вы будете повышать свой уровень, тем больше возможностей открывает ваш мозг для решения абсолютно любых проблем.
Я знаю одного человека. Не буду называть его и даже город, где он живет, потому что он находится на территории Украины, в опасности. Я поражаюсь, как он работает. Человек абсолютно маленький, не значимый. Но он такие вопросы на государственном уровне смог продавить своей энергией, что меня лично это поражало. Опять же это зависит от внутреннего стержня, убежденности в собственной правоте, харизмы и обязательно силы воли. Это и есть стержень, это тоже обязательно нужно иметь. Если этого нет, то рано или поздно вы просто остановитесь и не пойдете дальше.
И еще один очень важный момент, который я заметил в своей команде. То есть блог я веду сам, но у меня куча проектов, которые я веду в пользу государства. Там, естественно, работает команда. 90% топ моей команды, так уж получилось (я уже потом начал анализировать, почему), составляют жители не коренной России. Кто угодно, но не жители коренной России. Вот вчера вы задавали вопросы, были Лариса, Сергей, я. Мы все в том или ином виде приехали в Россию. Хотя Лариса — коренная москвичка, но 10 лет она прожила в Канаде, офигела от того, что там увидела, и вернулась. Уезжала либералкой, а вернулась закоренелой патриоткой.
То же самое происходит у меня. Те люди, которые работают у меня в команде, все не воспитывались на протяжении последних 20 лет на территории России. Как я выяснил, в каждом человеке со школы закладывают красные линии, через которые человеку из коренной России переступить очень и очень трудно. Не знаю, зачем это делалось, возможно, для лучшей управляемости процессом. Но не переступив через них, вы никогда серьезного успеха не добьетесь. И этот выбор вам тоже придется делать. Жителям Украины, например, через эти линии переступать вообще просто. Поэтому они зачастую достигают большего, чем жители коренной России. Почему они этого достигли, а те — нет? Я уже опытным путем определил.
Вы когда-нибудь обязательно столкнетесь с этим. Вот сейчас перед вами проблема: вы знаете, что если вы через нее переступите, для вас это будет опасно. Но если вы через нее не переступите, вы никогда не добьетесь цели. Просто имейте это в виду. Вот всё, что я хотел вам сказать.