Юрий Подоляка в эфире программы «Время покажет» 24.04.23
— Тактика применения планирующих тяжелых авиационных бомб – от ФАБ-500 до ФАБ-1500. Насколько это реально эффективно и насколько сильно это повлияло на ход боевых действий, по крайней мере на примере Артемовска?
— Очень сильно повлияло. Это очень эффективно. С учетом того, что мирного населения в городах, где они применяются, уже нет, соответственно, ограничивающих факторов нет, мы можем совершенно спокойно их разрушать. В любом случае эти девятиэтажки будут разрушены. Опять же, жилые девятиэтажки, которые разрушают, — это панельки, они складываются очень легко. И самый важный момент: когда она складывается, с учетом того, что это линия боевого соприкосновения, понятно, что их никто разбирать, как в тылу, не будет. Соответственно, все, кто остались в подвале, обречены, если нет запасных выходов.
Мы очень эффективно уничтожаем их точки-опорники и самые элитные подразделения, потому что в этих местах сидят опытные профессионалы, которых у противника не так много. Если мы обратим внимание, за последние несколько недель в украинских СМИ появилось очень много украинских националистов, знаковых бандеровцев. Все они практически погибли под Артемовском. Это говорит о том, что там не только человеческое “мясо”, которое набирается по регионам Украины (прошу прощения за такое сравнение), но и элитные подразделения, которых не так много. Тем не менее они там сжигаются, и в довольно большом количестве.
В целом по результатам в Артемовске эта тактика показала, что продвижение, которое идет в северном и центральном направлении — это в том числе благодаря этим бомбам. Мы уже даже отошли от ж/д вокзала на запад. Взяли вчера мясокомбинат, который уже примыкает к высотной застройке одного из кварталов. Там осталось два-три квартала девятиэтажной застройки, на которую противник опирается. Все остальное из принципиальных опорников нам уже взято.
— Можете нам объяснить принцип работы планирующих авиационных бомб в отличие от обычных авиационных бомб? Я так понимаю, это новая технология, которая только еще проходит обкатку на практике. Поэтому до этого мы особо сильно ее и не применяли.
— Она не такая уж и новая. Первые разработки этой технологии были уже в нулевых, когда ее на вооружение пытались поставить американцы. Мы начали разрабатывать позднее. Наши первые планирующие бомбы попали на вооружение, по-моему, в 2019 году. Соответственно, нужно было наладить их выпуск. Многие из тех, которые используются сейчас – это все-таки еще кустарные бомбы. А есть еще, кроме того, что они планирующие, они еще и управляемые с довольно точным наведением.
Схема такая. Самолет ее сбрасывает, она летит по наклонной траектории. Чтобы удлинить траекторию (это надо, чтобы не попасть под действие зенитно-ракетного комплекса, который сторожит самолет), им ставят крылышки, и они летят по более пологой траектории и попадают гораздо дальше. Самолет, не входя в зону действия зенитно-ракетного комплекса, разворачивается. Главное набрать высоту, так как чем больше высота, с которой будет сброшена бомба, тем дальше она, естественно, полетит. Таким образом, мы не теряем самолеты, мы не теряем экипажи и получаем максимально возможный результат.
Когда у противника есть в большом количестве зенитно-ракетные комплексы более-менее дальнего действия, эти бомбы неэффективны, потому что самолет могут подбить на подлете, и потери будут чрезвычайно высокими с учетом стоимости авиационной техники. Но у противника таких зенитно-ракетных комплексов на вооружении нет. Они используют либо старые советские, либо старые натовские войсковые зенитно-ракетные комплексы. Они не имеют такой дальности. У нас дальность применения планирующих бомб около 40 км.
— То есть ПВО против них бессильна на текущий момент?
— Ныне действующая украинская ПВО бессильна. Наша не бессильна. Они, кстати, тоже пробовали их применять, но наша ПВО снимает их.
— Насколько это перспективная технология с точки зрения того, как будут дальше развиваться события? Я так понимаю, мы наладили процесс производства либо мы в процессе налаживания производства этих планирующих авиационных бомб. Значит, их будет применяться все больше и больше. А какие перспективы нам это открывает?
— Это очень дешевое оружие. Если не управляемая, а просто планирующая, она имеет меньшую точность. Управляемая попадет с точностью до 10 метров, а неуправляемая — с точностью, грубо говоря, до 30 метров. Таким образом, мы сможем получить дешевое эффективное оружие, которое проламывает укрепленные опорники противника. Даже если в 30 метрах упадет полуторатонная бомба, это, кроме того что наносит серьезные потери, еще и имеет очень серьезный ошеломляющий эффект. Очень тяжело после этого оправиться и эффективно вести боевые действия.
— Юрий Иванович, но они ведь тоже молчать не будут. Что они могут противопоставить?
— Нужно поставлять очень серьезные дорогие натовские ракетные комплексы. А они им пока не дают. Это очень дорогое удовольствие. Опять же, сбивать самолёты и бомбы такими комплексами… Это очень дорогие ракеты. Цена бомбы раз в 10-15-20 меньше ракеты. Мы их будем просто массой давить и выбивать ракеты. Это в любом случае для них проигрышный вариант. У них нет аналога нашего усовершенствованного “Панциря”. К сожалению, он пока только принят на вооружение. Их в войсках еще мало. Старые работали на 20 км, новые работают на 40 км. Но производство, промышленность их постепенно осваивают. «Панцирь-СМ»-ки будут работать очень до 40 км. Это очень эффективное недорогое средство поражения и носителей таких бомб, и самих управляемых боеприпасов.
— На каких участках мы сейчас применяем подобные планирующие авиационные бомбы, и как это влияет на продвижение? Где мы за выходные продвинулись?
— Отмечено три участка, где мы их применяем: это Артемовск, Авдеевка и Угледар. Выносятся обычно девятиэтажные здания или особо крепкие опорники, которые уничтожаются такими бомбами.
Продвижение было в Артемовске. Буквально этой ночью, вчера вечером было продвижение в центральной части. Салтовский мясокомбинат был взят. Это западнее, чуть-чуть севернее железнодорожного вокзала. И чем он примечателен: тем, что его территория начинает напрямую примыкать к высотной застройке. Там очень трудно подойти к двум-трем кварталам, где девятиэтажки, там везде вокруг одноэтажная застройка, кроме стороны мясокомбината. Вот здесь наши ребята движутся. Собственно, логично, если подходить к этому району, то именно отсюда. И здесь тоже применяются в том числе такие планирующие бомбы, чтобы уничтожать опорники противника, тем более что сохранять здания для себя уже не имеет смысла: противник тоже уничтожает их вслед за тем, как бросает их. Соответственно, нам проще самим их снести вместе с противником, похоронив лучшие части подразделений, которые их обороняют.
На других направлениях пока продвижения вперед не отмечено. Тем не менее обработка передка серьезными боеприпасами, в том числе в глубине (кстати, мы продолжаем наносить удары, очень эффективные удары, очень большие потери наносим), во многом срывает планы противника, в том числе в отношении контрнаступления.
Поделитесь ссылкой с друзьями!
Другие материалы по теме:
- Юрий Подоляка в телепрограмме “Время покажет” от 04.06.24
- Юрий Подоляка в телепрограмме “Время покажет” от 03.06.24
- Юрий Подоляка в телепрограмме “Время покажет” от 24.05.2024
- Юрий Подоляка в телепрограмме “Время покажет” от 23.05.2024
- Юрий Подоляка в эфире программы «Время покажет» 26.02.24